СУДЬЯ | ИТОГ | МЕСТО В ИТОГАХ СУДЬИ | (1) | (2) | (3) | Комментарий | Артур Кулаков | 4 | 5m | 1 | 2 | 1 | »» Комм. Название – из серии: «Волга впадает в Каспийское море» или «Утром встаёт солнце». «Совсем непутёвый» - непутёвый, он и есть непутёвый, наречие «совсем» здесь лишнее. «Любо-дорого ценителю» - так говорить нельзя. Правильно: «любо-дорого смотреть». «На выставку картины деда попали лишь в старости» - значит, картины состарились и попали на выставку? «Талантлив до чёртиков» - стилистический монстр. «Музыку слыхать» - и это просторечное выражение не вписывается в стиль. Правильно: музыка слышна. «Весь в своём горе» - некрасиво звучит. И так далее… И грамматических ошибок много. | Айрат Мустафин | 8 | 3m | 2 | 3 | 3 | »» Комм. Автор очень интересен. Именно автор несмотря на то, что мы обсуждаем его рассказ. И это неплохо, на мой взгляд. Ведь если сквозь строки рассказа о далекой Франции нам виден авторский взгляд, то это хорошо, я полагаю.
Сам рассказ хорош уже тем, что запоминается. Есть история. Есть погружение в атмосферу. Однако небрежность, вынужденная торопливость мешают дошлифовать текст до идеального блеска.
Конечно, отсутствие запятых в местах, где им надлежит быть – это некоторая проблема. Вводные слова требуют и кричат, чтобы их выделили запятыми. Однако автор увлечен написанием рассказа. Наверное, он думает, что вернется и доделает черновик, но времени, как всегда, не хватило. Не было возможности увидеть опечатки и повторы, кое-где не понятно о ком именно идет речь: о деде, или о его картине.
«…на первую выставку картины деда попали лишь в старости» Кто состарился? Дед, или его картины? Или и те и другие состарились и попали на выставку.
«…да такая, что любо-дорого любому ценителю…» Может быть «любо-дорого посмотреть». Так было бы точнее, верно?
«…дядя Жак закляк…» Понятно, что это про «замёрз» здесь говорится. Но своими словами просили не злоупотреблять без надобности даже Сергея Есенина, а здесь использование своего слова мне показалось неоправданным.
Идея греющего нарисованного полотна не нова, но история другая.
Да, когда Антон Павлович Чехов из-за состояния здоровья переселился в Ялту, его мучал дикий холод в продуваемом всеми ветрами доме. Ему помог друг – художник Левитан. На картоне он нарисовал летний пейзаж и повесил его над камином. Картина грела писателя, не давая ему вконец разболеться.
Потом мы встречаем нарисованный очаг в книге Алексея Толстого «Приключения Буратино». Там была тайна, которую раскрыли персонажи в конце повествования о маленьком деревянном мальчике и его многочисленных театральных друзьях.
Что бы придало силу произведению? Характеры. Сюжеты могут забыться. Стиль вдохновляет в момент прочтения. А вот характеры героев – на всю жизнь.
В какой-то мере проступил характер прадеда Эмиля Бланша. Чудоковатый и внутреннее предельно сильный человек. За внешней странностью и неприспособленностью к жизни скрывалась сила натуры, его жизнестойкость и способность не только выжить самому, но и помочь подняться на ноги в прямом и переносном смысле своему сыну, попавшему в аварию футболисту, который не имел особого таланта к рисованию. Эмиль научил рисовать человека, который изначально не стремился к мольберту и краскам, стать сносным рисовальщиком, картины которого покупают. Он дал своему переломанному сыну новую профессию и закалил его внутренний стержень, позволяющий не сломаться от трудностей.
Характер сына улавливается лишь едва: заботой об отце, благодарной памятью об Эмиле Бланше, готовностью перенимать ремесло у своего родителя даже без особого таланта к изобразительному искусству: надо ведь чем-то заниматься в жизни и кормить семью.
Но характеры через действия – это краска без контуров, без линий. Линии дают внешность и детали одежды, то, что во внешнем отражает суть внутреннего.
Если бы чудаковатость Эмиля Бланша отразилось в его куцеватой смешной бородке и едва прикрывающем лысину на макушке берете художника, то мы бы уже увидели этого сильного, но странного художника.
А сын, который приютил Эмиля и сначала сам заботился о нем, а потом Эмиль стал заботится о попавшем в аварию Жаке, ожил бы, если бы в его описании мы увидели его сильные крепкие руки с большими пальцами с крупными ногтями, кое-где небрежно обломленными краями.
Или не по росту короткими – прямо до середины щиколоток - штанами с помочами и уже совершенно вышедшим из моды галстуком в крупный горох и огромным узлом.
Мы сразу видим не только самого героя, но и весь его характер как на ладони.
Конечно, я не видел картин Эмиля Бланша. Мне захотелось увидеть его полотна белого периода. Это очень интересный эффект от прочтения.
Я желаю автору хороших историй и отражения в них характеров героев. Характеры продолжают жить и вне сюжета. Это тоже интересный феномен. | Анна Немеровская | 8 | 3m | 1 | 4 | 3 | »» Комм. Рассказ понравился
Мелкие придирки:
"бес толку лежать надоело"
наречия, образованные сочетанием приставками-предлогами (в том числе и без) и форм существительных, пишутся раздельно («без толку», «без умолку», «без разбора»).
"Думал, дядя Жак закляк тут от холода."
понятно из контекста, что имеется в виду замерз. | Алексей Лис | 7 | 4m | 1 | 3 | 3 | »» Комм. Я думаю, что с этим рассказом ещё стоит повозиться, довести его. Здесь есть главное – идея, интерес, новизна, канва как бы. Довести бы до ума, и будет классно. Ну а пока – в таком виде – всё-таки самые высокие оценки поставить не могу. Слишком много мест, где я цепляюсь за фразы и слова. | Игорь Колесников | 5 | 4m | 0 | 3 | 2 | »» Комм. Идея тёплая, как нарисованный очаг, исполнение живое, неказённое, но не совсем чистое по грамматике и оформлению.
Монологи затянуты и тяжелы для восприятия, потому что даже на абзацы не разбиты.
К сожалению, не вижу здесь эпиграфа даже в переносном смысле. Допускаю, что у автора имеется свой взгляд, но я не нашёл в тексте подсказок. | Игорь Гуревич | 10 | 1m | 2 | 4 | 4 | | Алла Райц | 3 | 6m | 0 | 2 | 1 | »» Комм. На мой взгляд, для миниатюры - слишком перегружена событиями и воспоминаниями первая часть, вторая часть выглядит послесловием, что в жанре миниатюры не применяется. Но идея очага, пусть и нарисованного, понравилась. Думается, подобная идея, воплощенная в миниатюре, была бы близка многим читателям. Но пока это больше напоминает художественное воспоминание. Символ «живого» нарисованного очага не раскрыт, ведь недостаточно сказать, что с ним тепло без дров и всем станет тепло. Читатель должен уловить это тепло, почувствовать без указаний «в лоб». В миниатюре (теоретически) образ-символ должен быть самодостаточным, а антураж выписан минимальными средствами, но ярко и гармонично. С выбранным эпитетом рассказ связан условно. |
|